Родной край люби и знай!
На этой странице Вы найдете конспекты, сценарии, презентации разработанные педагогами нашего детского сада и много другой интересной информации, которая поможет дать детям знания о месте, где они живут, сформировать начальные представления о своей малой Родине - Дагестан.
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Наш детский сад общеразвивающего вида работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы,М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Также в дошкольном учреждении разработана образовательная программа, важное место в которой занимает региональный компонент (40% от общего объема программы) формируемый участниками образовательного процесса.
Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента:
- непосредственно образовательная деятельность;
- экскурсионная работа;
- музейная педагогика.
Специфика образовательной деятельности по данному направлению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т.д.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Цель реализации задач регионального компонента :
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;
- изучение истории Дагестана во взаимосвязи с культурой и историей России;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;
- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.
Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях:
1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.
3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:
- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;
- обогащение развивающей среды материалами о Дагестане (знакомство с символикой города, республики, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- диагностику изменений в его развитии.
В работе по региональному компоненту можно использовать авторскую программу Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая детализирована разделами:
1. «Уголок России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой истории, знакомство с геральдикой и т.д.
2. «Литературное и художественное наследие» знакомство детей детскими писателями, известными дагестанскими художниками, их произведениями.
Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Дагестана. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».
3. «Люблю тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Дагестана.
4. «Мы дагестанцы» - знакомство с описанием обрядов и обычаев народов Дагестана, с фольклором, сказками, песнями, играми.
Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Также оформлен мини – музей «Мой Дагестан», где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.