МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СКАЗКА» с.Стальское Кизилюртовского района Принято на заседании педагогического совета №_1_ от 03.09. 2021г. Утверждаю: Заведующего МКДОУ Детский сад «СКАЗКА" Гасангусейнова Ф.М. ______________ Пр № 6 от _06.09.2021г. Дополнительная образовательная программа Обучение игре на музыкальных инструментах «Хочу играть на пианино» для детей от 5-ти до 6 лет программа рассчитана на 1 года обучения с. Стальское 2021 г. Содержание: 1. Целевой раздел. 1.1. Краткая аннотация…......................................................................................... 3 1.2. Пояснительная записка… ................................................................................. 3 1.3. Направленность ............................................................................................. 3-4 1.4. Актуальность программы .............................................................................. 4-6 1.5. Цель и задачи ............................................................................................... 6-7 1.6. Принципы и подходы реализации программы ............................................. 8 1.7. Ожидаемые результаты… ............................................................................... 9 2. Организационный раздел. 2.1. Организация образовательного процесса ...................................................... 9 2.2. Методика обучения ...................................................................................... 10 2.3.Особенности освоения программы ......................................................... 10-14 2.4. Материально-технические условия .............................................................. 14 2.5.Методический материал… ............................................................................14 2.6.Организационно-административные условия ..............................................15 3.Содержательный раздел. 3.1. Учебно-тематический план........................................................................... 15 3.2. Содержание .............................................................................................. 16-18 3.3. Диагностика музыкальных способностей ............................................... 18-19 3.4. Задания для диагностики музыкальных способностей детей ............... 20-25 4.Список использованной литературы ............................................................ 25 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Краткая аннотация. Данная программа представляет собой систему образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад «Сказка». В данной программе представлены рациональные подходы к организации и проведению занятий по обучению игры на фортепиано дошкольников. 1.2. Пояснительная записка. Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по выражению Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум». Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. 1.3. Направленность. Рабочая программа «Хочу играть на пианино» имеет художественно – эстетическую направленность . Не отдельные дети, а любой ребенок имеет право на музыкальную культуру. Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя отождествлять с музыкальностью. Нет детей без воображения, как и не способных выразить свое воображение в творчестве. Верить в ребенка очень важно в интересах не только его интеллектуального, но и эстетического развития. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Дети, выбирающие занятия по фортепиано, не ставят своей целью сделать музыку своей профессией, поэтому важно, чтобы искусство вошло большей частью в жизнь ребенка, заняло значительное место в его духовном мире. И если встает вопрос, а нужно ли обучать детей игре на инструменте, то, конечно, ответ будет звучать утвердительный. Ведь занятия искусством развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект. Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным. Основой для разработки данной программы являются методические пособия: «Давайте поиграем!» Н.Рябухиной; «Маленькому пианисту» Б Милич; «Пора играть, малыш» С.Барсуковой. «Музыкальные картинки» Л.П.Хереско 1.4. Актуальность программы. Творчество - актуальная потребность детства. Все родители хотят, чтобы их дети были гениями. Каждый ребенок одарен своим особым даром и отличается от остальных. Но это не означает, что вы не можете сделать его или ее "мастером на все руки". Фортепиано - это тот ответ, который вы, возможно, искали, чтобы сделать вашего ребенка успешнее как в школе, так и в жизни. Недавние исследования обнаружили связь между обучением игре на фортепиано и общими жизненными навыками у детей. Вот несколько причин, почему вы должны отдать своих детей учиться на фортепиано, и каждая из этих причин была установлена в ходе научных исследований, так что вы можете быть уверены, что это не обман. Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте. Для начинающих игра на фортепиано может быть трудной задачей. Дети, которые берут уроки игры на фортепиано, учатся преодолевать эти трудности, обретают уверенность и способность решать многие проблемы в жизни, благодаря позитивному мышлению. Всем известно, что игра на пианино или рояле требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Дети, которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем остальные. Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.. Было замечено, что обучающиеся игре на фортепиано лучше концентрируются на занятиях и со временем входят в число лучших учеников по другим предметам. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области. На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая на первом этапе словами музыкальную пьеску, звучащую музыку. Замечено - играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут. Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки, особенно это необходимо при игре в ансамбле в 4 руки, когда нужно достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и снятии звука и др. Ансамблевое исполнение способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Музицирование в ансамбле способно сыграть значительную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления и интеллекта. Игра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть, веселье и печаль, серьезность и шаловливость. Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах. В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни. Обучение фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио что, несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и педагогам, помогая достигнуть поставленных целей. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей: 1. Индивидуальный подход к каждому ребенку; 2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации; 3. Раскрепощение инициативы ребенка; 4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника; Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагогов дополнительного образования - учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения. 1.1. Цель и задачи программы. Цель данной программы - развитие творческих основ и исполнительских способностей ребенка. Задачи программы: Эстетическая: привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса; Познавательные: дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио); Развивающие: развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения; Формирующие: сформировать у обучающихся практические умения и навыки (правильная посадка за инструментом, постановка рук, чтение с листа, импровизация, овладение инструментом, игра в ансамбле); Интеллектуальные: повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус; Воспитательные: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за результат. Образовательные: познакомить детей с инструментальной музыкой русских и зарубежных композиторов, различными стилями музыки, обучить сопоставлять музыкальные произведения с окружающей действительностью, с другими видами искусства. Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детей и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков (игра на фортепиано и фортепианный ансамбль). Формы обучения. Основная форма обучения - индивидуальное занятие. Методы обучения игре на фортепиано. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ребенка - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д. При обучении игре на фортепиано используются следующие основные формы занятий с обучающимися: - индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте); -игра в ансамбле. Указанная программа определяет приоритеты художественно-эстетического воспитания ребенка и общественную значимость творческой деятельности детей. Подобная структура даёт возможность преподавателю не только подготовить ребенка к дальнейшему инструментальному исполнительству, но и обеспечить его достаточным объёмом теоретических и практических знаний и умений для дальнейшего обучения в музыкальной школе. 1.2. Принципы и подходы реализации программы Настоящая программа должна дать необходимые будущему пианисту практические знания принципов анализа стилевых, жанровых особенностей музыкального произведения, принципов сопоставления особенностей артикуляции, динамики, метроритма, фразировки, агогики, педали в полифонии, крупной форме, пьесах, этюдах различных авторов. Обучение ведется по следующим направлениям: - овладение навыками игры на инструменте; - техническое развитие (изучение основных технических приемов); - аккомпанемент (в качестве ознакомления); - развитие творческих способностей учащихся и приобретения необходимых навыков для самостоятельного музицирования; - овладение навыками игры в ансамбле. Данная программа рассчитана на учащихся от 5 до 6 лет. Форма занятий – индивидуальная. Занятия проводятся 1 раза в неделю . В кружок набираются дети по желанию. Во время обучения проверяется наличие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. В последствии ведутся переговоры с родителями о целесообразности занятий музыкой. Начальный этап. Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. Педагог должен создать на занятии непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие ребенка. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на фортепиано, первоначальных музыкально - теоретических знаний, развитие музыкального мышления. Первыми произведениями в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки со словами, помогающими подстроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации. В дальнейшем, для активизации слухового восприятия, используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру. Учитывая желание ребенка скорее исполнить музыку, на занятиях используются ансамбли с педагогом. Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма, элементов полифонического слышания, а также помогает наладить личностный контакт педагога с обучающимся. 1.3. Ожидаемые результаты. По окончанию обучения по данной программе ребенок будет: Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах; о композиторах, внесших вклад в развитие мировой музыкальной культуры. О разнообразии музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, народные). Познает азы нотной грамоты. Уметь: слышать, понимать и анализировать музыку, определять жанр. Освоить: навыки звукоизвлечения, технические навыки, навыки ансамблевой игры. У обучающегося будут воспитаны: - эмоциональное восприятие музыки; - интерес к музыкальным занятиям; - стремление передать характер музыкального исполнении; - культура поведения на занятиях. произведения в своем Будут развиты: - элементарный звуковысотный слух; - ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения); - элементарное чувство ритма. 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация образовательного процесса. Основной формой учебной и воспитательной работ является индивидуальное занятие, один раз в неделю. Продолжительность одного занятия согласно Санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях: 5 летние дети - 20 мин, 6- летние дети -25 мин. 2.2. Методика обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение приемов игры на инструменте); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 2.3.Особенности освоения программы. Начальный этап обучения имеет принципиальные отличия от всех остальных этапов. Этот этап является основополагающим. Кроме того, первоначальный период обучения сложен по содержанию и формам работы, разнообразен по методической направленности и дидактическим приёмам. Возможно варьированное использование материала с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Данная программа предполагает комплексное музыкальное воспитание и должна обеспечить разностороннее музыкальное развитие ребёнка по основным направлениямисполнительские навыки, теоретические знания, индивидуально- творческие способности. Все направления развиваются в синтезе, органично дополняя друг друга. В своей работе « Об искусстве фортепианной игры» Г. Нейгауз писал: «…Учитель игры на любом инструменте должен быть преждевсего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем» Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио…и игры на фортепиано». Теоретические основы изучаются в единстве с исполнительскими и творческими задачами. Приобретение исполнительских навыков предполагает освоение понятий аппликатуры, подготовительных технических упражнений, умение выучить и сыграть пьесу соответствующего уровня сложности, умение играть в ансамбле с учителем, подбирать по слуху, транспонировать. Психолого- возрастная активная моторика детей позволяет им естественным образом приобретать специальные игровые навыки на основе уже развитых двигательных комплексов. Пластичная мускулатура является благоприятной почвой для формирования и закрепления технических навыков. В области музыкально-творческого воспитания необходимо поддержать и развить творческие задатки, органически присущие детям. Поисковый, проблемный подход к ведению занятий обеспечат непринуждённую обстановку на уроке и помогут сохранить интерес к занятиям. На начальном донотном этапе обучения необходимо особое внимание и значение придавать развитию музыкально-слуховых ощущений: предлагать ребенку образносочинительские задания, слушать яркую изобразительную музыку в записях и в исполнении преподавателя, пробуждать в детях активность, заинтересованность, осознанность музыкально- слуховых ощущений. Для успешного обучения ребёнка игре на инструменте требуется целый комплекс музыкально-слуховых способностей: эмоциональная отзывчивость, устойчивость слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы, чёткость двигательной реакции на ритмические образы. У современного ребёнка, учитывая специфику социума, музыкально- слуховой багаж обеднён, поэтому в классе фортепиано необходимо интенсивное и всеобъемлющее «погружение» в музыку. Слушая небольшие музыкальные произведения или отрывки из произведений, желательно рассуждать о них, обсуждать услышанное, формировать у ребёнка желание и умение распознать, уловить характер, настроение музыки. Полезно сочетать слушание с пластическими движениями под музыку. Не следует торопиться с изучением нот, но и «пересиживание» на слуховой игре тоже может усложнить переход к игре по нотам. Здесь многое зависит от чуткости и педагогического мастерства преподавателя. Чем меньше выражены музыкально-творческие данные ребёнка, тем длиннее будет донотный период. В нотный мир следует входить постепенно, возможно с облегчённых, неполных вариантов записи, со стихотворными подтекстовками, которые ребенок может придумать сам или вместе с преподавателем на уроке. Игра в ансамбле с преподавателем поможет начинающему пианисту почувствовать себя полноценным исполнителем, будет способствовать развитию художественномузыкального восприятия. Начинать можно с первых уроков, с самых простых ансамблей, гармонизуя детские песенки, которые ребёнок играет пока одним пальцем. С первых прикосновений к клавиатуре необходимо вести с учеником целенаправленную работу на звуковой результат. Приспособление детей к инструменту в значительной мере происходит подсознательно, интуитивно. Обостренный слуховой контроль поможет ребенку найти удобные игровые приемы для достижения нужного звучания. Необходимо сразу приучать ребёнка и к аналитической работе, ставя перед ним пока самые элементарные задачи: определить метроритмические, мелодические особенности произведения, исполнительские приёмы(игра каждой рукой отдельно или с передачей мелодии из руки в руку, штрихи и т. д.) Понятия фразировки, динамики, темпового режима должны вводиться в сознание ребёнка с самых первых исполнительских опытов. Руководствоваться в этой работе следует принципами доступности, постепенности, преемственности, наглядности. Особенно внимательно нужно подходить к техническим затруднениям, которые могут возникнуть при исполнении даже самых простых мелодий. Творческий подход, моделирование игровой ситуации,изобретение, придумывание упражненийигр в значительнойстепени будут способствовать достижению положительного результата (например: упражнение-«курица» для отработки репетиций,упражнение-«сороконожка» для отработки ровности звучания восходящих инисходящих позиционных фигураций и др.). Подобные игры- упражненияимеются в многочисленных старых и новых изданиях и могут служить вспомогательным материалом для фантазийной работы ученика ипреподавателя для формирования у начинающего пианистаподготовительной тренировочной базы для дальнейшей игры гамм, арпеджио, аккордов. Необходимо следить, чтобы при «нарабатывании» игровых приёмов у ребёнка не нарушалась свобода и естественность движений. Непривычные координационные пианистические трудности нужно стараться преодолеть, подбирая и приспосабливая уже имеющиеся у ребёнка двигательные навыки к новой ситуации. При возникновении «зажатости» помогут гимнастические упражнения, специальные упражнения для рук и пальцев, которые педагог может придумать сам и выполнять их вместе с учеником в определённой ритмической организации, проговаривая при этом занимательные детские стишки. Упражнения- зарядки для рук и пальцев очень полезно делать на самых первых уроках, использовать их как подготовительный этап перед началом работы на инструменте, что в дальнейшем поможет избежать пресловутой «зажатости. Чтобы контролировать мышечное состояние игрового аппарата ученика, необходимо постоянно при помощи мягких прикосновений к рукам, плечам ребёнка проверять гибкость, эластичность мышц. Мягкие, доверительные прикосновения очень важны для учащегося с психологической точки зрения помогут обрести необходимую естественность и органичность движений при возникновении координационного дискомфорта. У детей младшего возраста способность к произвольному вниманию недостаточно стабильна и во многом зависит от организационных условий и индивидуальных особенностей. Однотипной деятельностью активно ребёнок может заниматься не более 1012 минут. Разнообразие деятельности на уроке- основа успешного комплексного обучения. На уроке необходимо использовать не более 3-х форм работы, перегрузка «разнообразием» может привести к торможению восприятия и дать обратный эффект. Все виды деятельности на уроке- игра соло, ансамблевое музицирование с педагогом, отработка технических приёмов, элементы сочинительства и импровизации, чтение с листа, слушание музыки, пение, двигательно- игровые задания- могут иметь разную степень логической взаимосвязи наконкретном уроке, но они должны быть содержательными и результативными. Смена деятельности на уроке не должна являтьсясамоцелью. Наряду с сольными и ансамблевыми пьесами в репертуар маленького пианиста можно включать и образцы элементарного аккомпанемента, что формирует у учащегося восприятие музыки как объёмной, многоплановой музыкальной палитры, тренирует, настраивает слух для работы над пьесами гомофонного склада. Работа над воспитанием навыков чтения с листа начинается с момента введения в учебный процесс изучения нотной грамоты. Чтению с листа должен предшествовать анализ пьесы или отрывка. Игра по слуху и транспонирование - существенные формы комплексного обучения, которые способствуют развитию слухо-моторной координации, формированию связи между слухом и ориентацией на клавиатуре. Очень полезен метод варьирования, развивающий творческое начало в ребёнке, активизирующий восприятие музыкально- теоретической информации. Умению варьировать можно начинать учить с самого простого- дробить крупные длительности, менять ритмический рисунок. Изменение штрихов, темпа, динамики, введение дополнительных мелодических или аккомпанирующих фигураций позволяет ученику на практических примерах, «здесь и сейчас» понять и ощутить значимость и влияние элементов музыкального языка на характер музыки. Должное внимание следует уделять развитию полифонического мышления ученика. Эту работу можно начинать с игры полифонического произведения в ансамбле, пения и игры канонов. Каноны можно исполнять на двух инструментах, используя регистровое варьирование. В исполнении может участвовать 2, 3, 4 обучающихся . Всё зависит от фантазии и творческого мышления преподавателя. Учебный материал начального периода обучения достаточно объёмен. Успешность его прохождения и усвоения будет во многом зависеть от интенсивности занятий, насыщенности каждого раздела урока, разнообразия приёмов и методов. Уроки должны проводиться увлекательно, интересно, ярко, в игровой манере, что обеспечит эффективность общения обучающегося и педагога. 2.4. Материально-технические условия. Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия: а) Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам; б) Хорошо настроенный инструмент; в) Удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста детей; г) Интерактивная доска д) Магнитофон е)Учительский стол ж) проектор . 2.5.Методический материал. Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия: а) Нотный материал; б) Дидактические материалы; в) Иллюстративные материалы; г) Портреты и биографии композиторов; д) Иллюстрации музыкальных инструментов; е) Набор карточек с индивидуальным заданием по темам; ж) Кроссворды; з) Сценарии проведения тематических концертов. 2.6.Организационно-административные условия а) Систематическая настройка инструмента б) Доступ в зал (для проведения репетиций, концертов и конкурсов). 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-тематический план обучения. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество часов Название раздела Всего Знакомство. Введение в специальность. Правила поведения во время занятий музыкой. Правила Техники Безопасности. Знакомство с инструментом. Донотный период. Изучение нотной грамоты. Постановка рук. Развитие технических навыков Работа над эмоциальнохудожественным развитием. Игра в ансамбле. Посещение концертов учащихся музыкальных школ города Подведение итогов Всего часов 2 часа 1 1 5 часов 9 часов 12 часов 10 часов 11 часов 11 часа 2 4 6 3 2 1 3 5 6 7 9 10 4 часа - 4 1 38 1 97 2 часа 135 часов Теория Практика 3.2. Содержание. 1.Введение. Теория 1.Знакомство. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и правилахповедения. Практика 1. Выявление музыкальных способностей и общего развития обучающегося. 2. Знакомство с инструментом. Теория 1.Общая характеристика музыкальной культуры: а) Знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд, орган. б) История создания фортепиано. в) Пианино и рояль - сходство и различия. Практика 1. Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны, молоточки, демпферы, педали и принципы их работы. 2. Изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность, понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар. 3. Донотный период. Теория 1. Понятие мелодия - основа музыкальной ткани. 2. Ритм - временное понятие музыки. Практика 1. Занятия по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на музыкальных примерах (танец, марш). 2. Графическое изучение длительностей, пауз. Утверждение в сознании ребенка неразрывности музыки во времени. 3. Знакомство с понятиями: темп, размер, такт, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок. 4. Изучение нотной грамоты. Теория 1.Взаимосвязь звуковысотности и графического изображения: а) Работа над развитием навыка графического восприятия нотной записи: упражнение «бусы». Практика 1. Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре. 2. Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т. д. 3. Воспитание прочной связи: вижу - слышу - знаю, которая является основой успешного развития навыка «чтения с листа». 5. Постановка рук. Теория 1.Подготовительные упражнения для развития пианистического аппарата: а) Ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки рук (без инструмента). б) Работа над посадкой за инструментом. в) Работа над упражнениями: «Радуга», «Маятник», «Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная работа с локтями, запястьем, пальцами. Практика 1. Непосредственная работа над постановкой рук: а) Положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом, карандашом, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру. 6. Развитие технических навыков. Практика 1. Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato. 2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания. 3. Постановка четких задач в игре упражнений. 4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей. 7. Работа над эмоционально-художественным развитием. Теория 1.Исполнение педагогом, разбор характера, образа, содержания произведения. Практика 1. Работа над произведениями различного музыкально-художественного содержания. 2. Работа над выразительными средствами для воплощения музыкальнохудожественного содержания произведения: динамика, фразировка, штрихи, уяснение роли мелодии, ритма. 8.3ачеты и выступления. Практика 1. Контрольное занятие. 2. Открытое занятие. 9.Подведение итогов Теория 1.Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе. Практика 1.Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой исполнения. Главная задача первого года обучения - организация пианистического аппарата и освоение нотной грамоты. В течение первого полугодия преподаватель должен проработать с учащимся 5 легких пьес на освоении штриха non legatoкак основополагающего. Предполагается, что основное количество пьес играется в ансамбле с педагогом. В течение второго полугодия преподаватель должен проработать с учащимися 5 легких для прохождения по нотам пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato. 3.3. ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. на начало года Ладовое чувство № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 Муз.-слуховое Чувство Всего Общий представление ритма уровень 1 2 3 4 1 2 Высокий уровень 36 баллов ближе к высокому 27-34 балла Средний уровень 24 балла ближе к низкому 13-20 баллов Низкий уровень 12 баллов на конец года Ладовое чувство № Ф.И. ребенка 1 2 3 Муз.-слуховое представление 4 1 2 3 4 Чувство ритма 1 2 Всего Общий уровень 3.4. Задания для диагностики музыкальных способностей детей. Начало года. Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5 (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мыслиполными фразами.. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и содержание песни. «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чемона, определить характер музыки. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. Задание № 3: С игры «Птичий смешанном и чистом звучании. помощью концерт» дидактической определить регистры в «3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения. «3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.Конец года. 16 Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно «1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно. Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто. «3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере исодержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты. «3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку. «3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя. «2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.. «1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет 17 Начало года Музыкально-слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чистоинтонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевкувместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» приемами «1» бьет игры, не молоточком называет правильно, но песенки владеет неполучается. может назвать инструменты, хаотично,беспорядочно 18 Конец года Музыкально-слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни сголоса пе «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием. «2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чистоинтонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» бьет не молоточком может назвать инструменты, хаотично,беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого. «2» приемами «1» бьет игры, не молоточком называет правильно, но песенки владеет неполучается. может назвать инструменты, хаотично,беспорядочно. Начало года Чувство ритма. 19 Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. 20 4. Список учебной и методической литературы 1. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-Петербург, 2001г. 2. Сборник пьес для фортепиано для ДМШ. 1-2 класс. Ростов-на Дону. «Феникс», 1998г. 3. Шух М. Маленький музыкант ( Фортепианный альбом). Донецк. 2003г. 4. Голованова С. Первые шаги. Сборник для начинающих. Москва, 2001 г. 5. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет». С.-Петербург, 1999г. 6. Березовский Б., Борзенков А. «Начинаю играть на рояле». С.Петербург, 1997г. Глушенко М. «Волшебный ми 21 22